1. ФИЗИКАЦВЕТА.

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон:

Длина волны:

  • Красный 800 - 650
  • Оранжевый 640 - 590
  • Жёлтый 580 - 550
  • Зелёный 530 – 490 
  • Голубой 480 – 460
  • Синий 450 - 440
  • Фиолетовый 430 – 390

2. ЦВЕТ

Цвет - это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным органом человека. Говоря о цвете, невозможно дать четких и конкретных характеристик, поскольку до сих пор его определение является глубоко субъективным и основано в большей степени на личном восприятии человека. Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу.
Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание.

Для облегчения работы с цветом великие умы подчинили его определенным законам и провели «границы». Так, например, все цвета они разделили на ахроматические и хроматические.

Ахроматические - это цвета, которые характеризуются содержанием белого и черного и не содержат других цветовых характеристик. Поскольку на волосах ахроматических цветов не бывает, для упрощения вместо них выделяется «натуральный ряд», который состоит из смеси цветов, создающих приближенный к серому оттенок.

Хроматические - это цвета, которые различаются по тону, оттенку, насыщенности и светлоте, то есть, в отличие от ахроматических, имеют цветность.

Основной характеристикой хроматических цветов является цветовой тон. Условно выделено двенадцать основных цветовых тонов. При этом среди них различают первичные, вторичные и третичные цвета, все остальные, не вошедшие в группу двенадцати основных, называют сложными и при работе учитывают только косвенно, не заостряя на них внимание.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному.

В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-чёрный тон. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет.  Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

4. ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ ЙОХАНЕССА ИТТЕНА

В 1961, швейцарский художник и учитель по цвету Йоханнес Иттен опубликовал свою " Теорию цвета", в которой описал, как добиться гармонии цветов с помощью акцента на цветовом тоне. Из трех первичных цветов - синего, красного и желтого он создал круг цветовых тонов 12 цветов. Он отнес дополнительные цвета к двухцветной гармонии. Он также определил трехцветную гармонию цветовых тонов в вершинах равностороннего треугольника, четырехцветную гармонию в углах квадрата шестицветную гармонию в углах правильного шестиугольника и т.д. Его схема все еще полезна для понимания гармонии цветов.

6. ВСЕ О ВОЛОСАХ

Состав волос

Состоят наши волосы в основном из кератина - белка, построенного из аминокислот. Некоторые из этих аминокислот (цистеин, метионин) содержат атомы серы.

Примерный химический состав здорового волоса таков:

  • 15% воды
  • 6% липидов
  • 1% пигмента
  • 78% белка

Липиды - жиры и жироподобные вещества (жирные кислоты, холестерин), входящие в состав всех живых клеток и играющие важную роль в жизненных процессах.

Белок – протеин - органическое соединение, в состав которого входят углерод, водород, кислород и азот

Если волосы подвергались химическим, физическим воздействиям, если обнаруживаются те или иные заболевания волос, их состав может изменяться. Например, при частом окрашивании и химической завивке, неграмотном подборе средств по уходу за волосами, злоупотреблении термическими методами укладки - волосы могут терять большой процент влаги. Результат всех этих процессов и действий отражается на Ваших волосах не в лучшую сторону!

Количество и толщина волос

Поскольку волосы являются придатками кожи, прежде всего, они, находятся в прямой зависимости от кожи. Действует зависимость: чем тоньше кожа у человека, тем тоньше волосы и наоборот.

Самые тонкие волосы бывают у блондинок (блондинов), у брюнеток (брюнетов) же толщина в несколько раз больше, а самые толстые — у шатенок (шатенов).

Количество волос на голове колеблется от 100 до 150 тысяч. У брюнетов их гораздо меньше, чем у блондинов, и замыкают этот ряд рыжеволосые. В среднем на одном квадратном сантиметре волосяного покрова находится от 18 до 320 волос. Однако что считать нормой, специалисты не знают: уж очень велик разброс индивидуальных особенностей.

Плотность волос зависит от возраста, пола и других параметров. Скорость роста волос в норме составляет приблизительно 0,3 — 0,35 мм в сутки. В нормальных условиях у взрослого человека может выпадать 100 - 150 волос в сутки.

Цвет волос

Конечно же, все мы не раз задавались вопросом о цвете наших волос. С чем связано такое разнообразие цветовой гаммы волос?

Зависит цвет волос от соотношения двух видов пигмента (меланина): эумеланина и феомеланина. Основная разница этих видов - это форма их гранул. В большинстве случаев гранулы меланина удлиненной формы, они и называются эумеланином. Гранулы феомеланина имеют круглую или овальную форму. Другое название этих пигментов, соответственно: гранулированный и диффузный.

Гранулированный пигмент (эумеланин) коричневого цвета, он состоит из сочетания трех цветов: синего, красного и желтого.

Диффузный (феомеланин) — желтый, красный.

Все натуральные волосы содержат оба вида пигментов.

Чёрные волосы содержат больше эумеланина, у природных блондинов — больше феомеланина.

Большая концентрация феомеланина дает волосам медный оттенок. Иногда круглые или овальные гранулы оказываются в комбинации со средним количеством удлиненных, тогда волосы приобретают богатый рыже-коричневый оттенок. Если же круглые гранулы комбинируются с большим количеством удлиненных, тогда чернота почти скрывает рыжий цвет, хотя он все еще придает легкий рыжий оттенок волосам, что отличает их от совершенно черных.

Активность меланоцитов (клетки кожи, вырабатывающие пигмент меланин) неравномерна по массе волос, поэтому отдельные волосы одного человека различаются по цвету, что и придаёт волосам естественный вид, который отличается от вида равномерно окрашенных волос.

Меланины могут иметь пониженную концентрацию, и даже вовсе отсутствовать — у альбиносов.

7. ДИАГНОСТИКА

  • Желание клиента
  • Состояние кожи головы
  • Тип волос
  • Текстура
  • Длина волос
  • Определить натуральную базу (учитывается при окрашивании УГТ и ФО – степень нейтрализации)
  • Степень пористости
  • Имеется ли химическая завивка
  • Процентное содержание седины
  • Цвет по длине
  • Цвет на концах

 

8. ДВЕНАДЦАТИЧАСТНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КРУГ

 

Цветовой круг состоит из трех элементов:

  • равносторонний треугольник в центре, вписанный в круг
  • достроенный к нему шестиугольник
  • второй круг большего радиуса, который в сочетании с первым образует кольцо. Кольцо делим на 12 равных секторов.

Для чего нам нужен цветовой круг:
Вы можете легко и точно представить себе расположение цветов в круге. Начать чувствовать оттенки цвета, четко различая между собой, например, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый. Круг построен таким образом, что напротив друг друга (на концах диаметров) расположены дополнительные цвета. Понятие дополнительных цветов очень важно.

Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — жёлтый, красный и синий.

Красный, синий, желтый – это основные цвета, или цвета 1-го порядка.

Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне. Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник.

В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых    состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:

  • жёлтый + красный = оранжевый
  • жёлтый  + синий = зелёный
  • красный + синий = фиолетовый.

Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не лёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения.

Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем: жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый.  

  • красный + оранжевый = красно-оранжевый
  • красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
  • синий + фиолетовый -= сине-фиолетовый
  • синий + зелёный - сине-зелёный
  • жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

9. ФОН ОСВЕТЛЕНИЯ

Фон осветления - это остаточная форма пигмента (меланина), проявляемая при окислении волос.

Этот оттенок натурального пигмента ОБЯЗАТЕЛЬНО надо учитывать при окрашивании, особенно в более светлые оттенки.

Результат окрашивания - это сочетание двух оттенков - искусственного пигмента и осветлившегося в процессе окрашивания под воздействием атомарного кислорода.

 

Таблица работы с фонами осветления и нейтрализацией нежелательных цветов

 

Уровень Глубины Тона

Фон осветления

Индекс

Нейтрализалия фона осветления

Русская классификация

Европейская классификация

пигменты

УГТ и ФО

Пигменты

10

Светлый блондин

Очень, очень светлый блондин

Очень светло-желтый

3

10.3

Фиолетовый

9

Блондин

Очень светлый блондин

Светло-желтый

3

9.3

Фиолетовый

8

Темный блондин

Светлый блондин

Желтый

3

8.3

Фиолетовый

7

Светло русый

Блондин

Желто-оранжевый

34

7.34

Фиолетовый + синий

6

Русый

Темный блондин

Оранжевый

4

6.4

Синий

5

Темно русый

Светлый каштан

Красно-оранжевый

64

5.64

Зеленый + синий

4

Светлый каштан

Шатен

Красный

6

4.6

Зеленый

3

Шатен

Темный шатен

Красный

6

3.6

Зеленый

2

Темный каштан

Брюнет

Красный

6

2.6

Зеленый

1

Брюнет

Черный

Красный

6

1.6

Зеленый

10. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ

Первая цифра - (глубина тона)

Вторая цифра - (доминирующий оттенок)

Третья цифра – (нюанс)

Две одинаковые цифры (глубина доминирующего оттенка)

 

Натуральная база (УГТ)

 

10 – блондин платиновый

9 – очень светлый блондин

8 – светлый блондин

7 – блондин

6 – тёмный блондин

5 – светлый шатен

4 – шатен

3 – тёмный шатен

2 – брюнет

1 – чёрный

 

Оттенок (нюанс)

-0- натуральные тона

-1- пепельный (синий)

-2- фиолетовый (фиалетовый)

-3- золотистый (желтый)

-4- медный (оранжевый)

-5- махагон (красный+фиалетовый)

-6- красный (красный)

-7- синий (синий)

-8- коричневый (желтый+красный+синий)

-9- фиолетово-синий (фиалетовый+синий)

 

Номер интенсификатора 00.8 содержит фиалетовый пигмент.

 

Пример:  4.0 – каштан натуральный (светлый шатен)

                 7.64 – блондин красно-медный. (светло-русый красно медный)

                9.33 – очень светлый блондин золотистый интенсивный.

                           (блондин золотистый интенсивный)